Святыни Владимирской митрополии

Владимир

Покрова на Нерли

Боголюбово

Суздаль

Муром

Александров

Многодневные поездки

Видеогалерея

отправить ссылку другу версия для печати  

История

Великий князь Всеволод (в крещении Димитрий) Юрьевич, заботясь о благоукрашении своего стольного града, выстроил церковь на своем великокняжеском дворе и посвятил ее имени своего небесного покровителя Димитрия Селунского. Храм строился в 1194 - 1197 гг. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя» (летопись). Строительство храма связывают с рождением сына Владимира в 1194 г.

В 1197 г. храм завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».

Во время реставрации собора в XIX в. на северной стороне открыты были следы древних пристроек на подобие тех, которые уцелели доселе в великокняжеском дворце в Боголюбове; на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим, вероятно, великокняжеское семейство вступало прямо на хоры.

В 1380 г. накануне Куликовской битвы собор лишился свое главной святыни – гробовой доски - иконы святого Дмитрия Солунского, которая по велению Московского князя Дмитрия Донского была перенесена в московский Успенский собор.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходным.

В XVI в.по перенесении великокняжеской столицы в Москву, он не был оставляем вниманием Московскими князьями. В соборе хранилась жалованная грамота великого князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте в 1515 г., в коей он жаловал «своих попов, что служат у его соборной церкви Дмитрия святого в Владимире внутри города на его дворе». По грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: их никто не мог судить, кроме великого князя, или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей….

В царствование Иоанна Васильевича Грозного, вероятно, в память его неоднократных посещений города Владимира, были сделаны пристройки к собору из белого камня с трех сторон. В северной был помещен придел в честь святителя Николая, а в южной – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи; на западной же стороне была устроена обширная паперть.

В 1536 г. собор пострадал в городском пожаре. «В 1536 году на Дмитрие святом вся кровля згорела».

В 1719, 1760 гг. собор пострадал в городских пожарах.

В 1783 г. – внутри храма похоронен владимирский наместник граф Роман Иларионович Воронцов – отец выдающихся государственных деятелей XVIII в. – А.Р. Воронцова, Е.Р. Воронцовой-Дашковой. Потомками графа был установлен памятник (1-я пол.XIX в.) – скульптурное надгробие над могилой, памятник из каррарского мрамора, сделан в Лондоне.

В XVIII в. низкую галерею, окружавшую собор с трех сторон, частично надстроили и превратили в боковые церковные приделы, а лестничные башни перестроили в колокольни.

В XIX в. в начале царствования Императора Александра I (1807 - 1808) в соборе проводились поправки и улучшения. В 1806 г. четырехскатное покрытие заменено более близкой к первоначальной форме свинцовой кровлей. В 1838 - 1847 гг. проходила реставрация собора, с целью привести его в «первобытный вид». После ремонта собор стал приходской церковью. В 1838 г. древние пристройки к храму разобраны. Вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною.

В таком виде собор существовал до 1834 г., в этот год Император Николай I посетил Владимир, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. В 1837 – 39 гг. проведена ошибочная реставрация, собор потерял подлинные части – лестничную башню и галереи.

В 1843 г. «снимали старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах, так погибла большая часть фресок времен Всеволода. Чудом уцелевшая часть фресок скрылась за новой росписью». В 1844 г. Ф.Г. Солнцевым была открыта древняя живопись XII в. В 1847 г. создан иконостас.

Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 г. Преосвященным Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским. До 1883 г. собор оставался холодным, и богослужение в нем совершалось только в летнее время. В этом году устроено пневматическое отопление и над сторожкой устроена звонница, соответствующая по архитектуре собору. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткой.

Богатство внешних украшений собора в древности несомненно соответствовало богатству и внутренних украшений, в настоящее время практически несохранившихся. Только во время последней реставрации собора под толстым слоем штукатурки под хорами у западной стены открыты следы древней стенописи: изображение Божией Матери, сидящей на троне, с двумя по сторонам Ея ангелами; рядом праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Все эти фигуры изображены сидящими в вертограде; на другой стороне арки представлено две горы, при одной изображен (в разных одеяниях) собор святых, предводимый апостолом Петром с подписью «агиос Петр ведет вся святыя в рай». При другой – два трубящих ангела с подписью: «ангел трубит в землю», «ангел трубит в море». У западной стороны над входом по обеим сторонам средней большой арки изображен собор апостолов и ангелов: апостолы по 6 на каждой стороне сидят с книгами в руках, а за ними стоят в несколько рядов ангелы. Археологи относят эту стенопись к XII в., другие же к началу XV в.

Престол в соборе один во имя великомученика Димитрия Селунского.

Из предметов, замечательных древностью или в другом отношении в соборе сохранялись следующие: 1) Старинная золотошвейная хоругвь, взятая по возобновлении собора из древнего г. Суздаля. 2) Деревянный точеный подсвечник 1604 г. 3) Евангелие 1658 г. – бывшаго во Владимире Спасского-Златовратского монастыря. 4) Серебряные потир и дискос, пожалованные собору царевною Мариею Алексеевною 1714 г. 5) Сребропозлащенные, устроенные по древним рисункам, потир, дискос, звездица, лжица, две тарелочки, копие и ковш для теплоты, пожалованные Императором Александром Николаевичем и Императрицей Мариею Александровной в 1845 г. в бытность его Величества Наследником престола и 6) Жалованная грамота великого князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте 4 марта 1515 г.

В 1817 – 1918 гг. собор был действующим храмом.

В 1918 г. Игорь Эммануилович Грабарь отреставрировал древнюю живопись XII в. (сохранилась до настоящего времени только на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами).

В 1919 г. собор передан музею. Выломан иконостас, отдан в ГПУ на смывку позолоты. Храм превратился в склад. В 1931 г. разрушили юго-западный столб, своды, происходило разрушение белого камня. В 1930-е гг. разрушена невысокая звонница. В 1937-1953 – проведены сложные инженерные работы по укреплению и частичной реставрации собора. В 1938 г. собор обследован профессором К.К. Романовым, который отметил угрожающее состояние памятника архитектуры.

В 1939 г. на задний пилон собора поставлены временные стяжки, а на его барабан – металлическое кольцо.

В 1941 г. архитектор А.В. Столетов включился в работу по спасению памятника архитектуры. По его проекту на уровне пят подпружных арок были поставлены металлические стяжки накрест, внутри стен установлены железобетонные связи, вместо дубовых. В 1948 г. железобетонные связи установлены на уровне пола хор. В 1950-е гг. проводилось укрепление стен, сводов, парусов, укрепление юго-западного пилона. В результате работ Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством А.В. Столетова собор был спасен от разрушения. Восстановлены первоначальные формы памятника, устранены деформации сводов, парусов, светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Реставрация продолжалась в следующие десятилетия. В 1951-1952 гг. отреставрированы четверик и позакомарное покрытие собора. В 1953 г. возвращенный к жизни памятник музеефицирован.

В 1958-1974 гг. в соборе размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству.

В 1948-1950 гг. под руководством Н.П. Сычева со стен снята масляная живопись XIX в. В 1948-1968 гг. было проведено укрепление древней живописи группой реставраторов под руководством А.П. Некрасова.

В 1975-1978 гг. велись реставрационные работы по расчистке и укреплению белого камня, устройству новой медной кровли, белокаменных водометов, золочению главы, восстановлению белокаменных полов и подпольных вентиляционных каналов XIX в. В 1985 г. в соборе устроено электроснабжение. В 1990-е гг. возобновились реставрационные работы. В 1994 г. проведено обследование белокаменных рельефов, организованных А.И. Скворцовым. В 1999 г. проводилась реставрация памятника архитектуры мирового значения.

Экстерьер собора

На белокаменных фасадах находятся барельефы с изображением растительных орнаментов, птиц, зверей и отдельных фигур, а также целые композиции на религиозные, мифологические и др. сюжеты. В этих рельефах с необычайной художественной силой отражены представления средневекового человека о Вселенной. Поделенный на два яруса, собор символизирует Земную и Небесную Церкви. Четыре стены нижнего яруса означают народы, притекающие с четырех сторон света и составляющие единую церковь. Верхний ярус – Небесный Град: 12 полукруглых закомар храма изображают 12 врат Горнего Иерусалима (по трое на четырех сторонах света). Над кубом символического храма-Града возвышается Престол Господень (круглый барабан). Над ним в свою очередь поднимается верх – Голгофа (лоб, череп) и символ Христа – крест, с сидящим на нем голубем – символом святого Духа. В закомарах-вратах Храма-Града изображен Небесный Рай. Между чудесными растениями бродят и летают крылатые грифоны, львы, кентавры, единороги, сирины… Выше к небу вознеслись ангелы. На западной «парадной стене» Рая на троне библейский царь Давид. С дугих сторон мифические Самсон, Геракл, легендарный полководец древности Александр Македонский…

В 2005 г. в Дмитриевском соборе открыта музейная экспозиция.

8 ноября 2011 г. впервые в Дмитриевском соборе за более чем полтора столетия состоялась Божественная литургия в память о св. вмч Дмитрии Солунском. Ее совершил Евлогий. Молебны в Дмитриевском соборе служили и ранее, а вот литургия стала результатом договоренности между ВСМЗ и епархией. Музей заключил с представителями церкви договор, по которому в Дмитриевском соборе будут проходить в год пять литургий.